Словарь-справочник «Слова о полку Игореве»

ДИВЪ: [ДОПОЛНЕНИЕ]

214

Дивъ — дивь(см. вып. 2, с. 29—31)

Ср.И. КлейнСл. о п. Иг.»и апокалиптическая литература. — ТОДРЛ,т. XXXI. Л.,1976,с. 111): «...в „Сказании“ Иоанна Богослова: „...преже под гласом птичем всека тварь вьстанет, и тогда вьскреснеть всека пльть человеческа“ (И. И.Срезневский. Древние славянские памятники юсового письма. СПб., 1868, с. 408, —примеч. И. Клейна)....И в духовных стихах о „страшном суде“ упоминается такая птица: „Проглаголет сам Исус Христос: Второй суд вам готовится...Сошлю на вас споедателей, Птицу Главину, крылья орлины....Ноги железные, Власы на них женские: Расточат вашу кровь христианскую, За ваше за великое согрешение“ (П.Бессонов. Калеки перехожие, вып. V. М., 1863, с. 121 (№ 476), —примеч. И. Клейна). Очевидно, что здесь слились два апокалиптических представления: о птице, призывающей умерших к „страшному суду“, и о силах зла, о безбожных народах, которые мучают христиан в „страшное время“. В „Слове“ этому слиянию соответствует сюжетная связь птицы Дива с погаными половцами».С. В. ШервинскийДивъ»в«Сл. о п. Иг.». —В кн.:«Сл. о п. Иг.».Пам-ки литературы и искусства XI—XVII веков. М., 1978, с. 137): «Суеверия, связанные с удодом, имеются и за пределами Кавказа. Есть мясо удода запрещено по закону Моисея; брезгуют им и мусульмане. Однако культурно-историческая значимость удода гораздо шире и глубже народных суеверий.

Примечательная роль отведена удоду в Коране (VII век). В суре 27-й («Муравьи») рассказывается об отношениях израильского царя Соломона (Сулеймана) и царицы Савской. Занятый набором войска „из джинов, людей и птиц“ Соломон получает известие о стране Сава от только что побывавшего там удода. Соломон пишет царице Савской письмо с приглашением приехать в его столицу и посылает его все с тем же удодом. Можно считать, что с этого момента в литературе Востока за удодом установилась функция вестника».С. 138: «Таким образом, удод оказался включенным в немногочисленную группу избранных птиц, занявших особое положение в мировой культуре, как орел, сокол, голубь, лебедь и другие».С. 139: «Предположение, что „дивъ“ „Слова“ — удод, подкрепляется и современными орнитологическими данными....Хотя эта птица пребывает часто близко к земле, ради ловли насекомых, естествоиспытатели постоянно наблюдали удодов сидящими именно на вершинах деревьев, что упомянуто и автором „Слова“: „кличетъ връху древа“».С. 140. «Комментаторы с редким единодушием считают, что „дивъ“ своим криком предупреждает половцев о грозящей им опасности....Если понимать „велит послушати“ как „берегись!“, оно может исходить одинаково и от друга и от врага. Но оправданным из текста клич

215

„дива“ становится лишь тогда, когда воспринимается не как дружеское, а как враждебное, по отношению к половцам, предупреждение, приобретая смысл „иду на вы“.

Иными словами, в „Слове о полку Игореве“ „див“-удод выступает в своей традиционной роли вестника, причем симпатизирующего отнюдь не половцам, „поганым“, а Игорю и Русской земле. Только с этой точки зрения можно понять и дальнейшие его действия: своим падением в момент поражения Игоря „дивъ“-удод символизирует ужас и горе всей Русской земли, представителем которой он выступал в начале похода».